Гимн России украден Николая Лысенка: разбор утверждения
Утверждение о том, что музыка государственного гимна Российской Федерации является плагиатом произведения украинского композитора Николая Лысенко, представляет собой давний и предмет острых дискуссий, особенно в украинском культурном и медийном пространстве. Хотя прямое юридическое доказательство "кражи" отсутствует, существует ряд весомых аргументов и наблюдений, указывающих на поразительное сходство двух мелодий.
В центре обвинений находится сравнение музыки гимна, написанной Александром Александровым, и фрагментов из оперы украинского классика Николая Лысенко "Тарас Бульба", а именно произведения, известного как "Эпический фрагмент" (Op. 20).
Ключевые моменты спора:
* Хронология: Николай Лысенко работал над оперой "Тарас Бульба" с 1880 по 1891 год. "Эпический фрагмент" был написан в этот период. Музыка, которая впоследствии стала гимном СССР, а затем и России, была создана Александром Александровым в 1938 году как "Гимн партии большевиков". Таким образом, произведение Лысенко появилось почти на полвека раньше.
* Музыкальное сходство: Сторонники версии о плагиате указывают на почти идентичную мелодическую линию, гармоническую структуру и ритмический рисунок в основной, наиболее узнаваемой части российского гимна и в "Эпическом фрагменте" Лысенко. Многие музыканты, исполняя оба произведения подряд, демонстрируют их очевидное сходство, которое сложно списать на простое совпадение.
* Контекст и мотив: Утверждается, что в советское время практика заимствования или "творческой переработки" культурного наследия народов СССР для создания "общесоветских" символов не была редкостью. Критики предполагают, что Александров мог быть знаком с творчеством Лысенко, одного из столпов музыкальной культуры в Российской империи, и сознательно использовал его яркую и торжественную мелодию как основу для партийного гимна, придав ей более маршевый и помпезный характер.
Позиции сторон:
* Украинская сторона и независимые эксперты: В Украине утверждение о плагиате является практически общепринятым фактом в культурной среде. Ряд музыковедов, историков и публицистов приводят детальные разборы, подтверждающие заимствование. Эта тема регулярно освещается в СМИ как один из примеров культурной апроприации со стороны России.
* Российская официальная позиция: На официальном уровне в России эти обвинения никогда не признавались и не комментировались. В российских учебниках и официальных источниках Александр Александров указывается как единственный автор музыки. Версия о плагиате у Лысенко в широком российском публичном поле практически не обсуждается.
Вывод
Хотя юридически доказать плагиат спустя столько времени и в таких политических обстоятельствах практически невозможно, совокупность фактов — хронологическое первенство произведения Лысенко, его доступность в то время и, главное, очевидное музыкальное сходство, которое может оценить даже неспециалист, — делает версию о заимствовании крайне правдоподобной.
Таким образом, утверждение "Гимн России украден у Лысенко" не является голословным обвинением, а опирается на конкретные музыкальные и исторические данные, разделяемые значительной частью экспертного сообщества.
Комментарии
Отправить комментарий