Зеленский подписал соглашение о трибунале для Путина

 Зеленский подписал соглашение о трибунале для Путина

Президент Украины Зеленский вместе с генсеком Совета Европы Берсе подписали соглашение о создании cпецтрибунала по преступлению агрессии против Украины.

Президент Владимир Зеленский и генеральный секретарь Совета Европы Ален Берсе в четверг подписали соглашение о создании Специального трибунала для расследования преступлений агрессии против Украины.

Об этом сообщает "Антирадар".

Соглашение о создании спецтрибунала по преступлению агрессии было подписано в здании Совета Европы в Страсбурге во время визита Зеленского в эту организацию.

Президент Украины  Владимир Зеленский

Специальный трибунал для России: на пути к правосудию за преступление агрессии

Идея создания Специального трибунала для привлечения высшего политического и военного руководства России к ответственности за преступление агрессии против Украины набирает все большую международную поддержку. Этот трибунал призван восполнить пробел в международном праве, поскольку Международный уголовный суд (МУС) в данном конкретном случае не имеет юрисдикции для расследования именно этого вида преступления.

Ключевая цель трибунала — обеспечить неотвратимость наказания для тех, кто несет главную ответственность за планирование, подготовку, начало и ведение агрессивной войны против Украины. Речь идет о представителях высшего руководства Российской Федерации, которых невозможно судить в рамках существующих международных судебных инстанций по обвинению в агрессии.

Международная поддержка и правовая основа

На сегодняшний день создание трибунала поддерживает "ключевая группа" (core group), в которую входят 44 государства. Кроме того, эту инициативу активно продвигают ведущие международные организации, включая Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ), Европейский парламент, Парламентскую ассамблею НАТО и Парламентскую ассамблею ОБСЕ.

Нидерланды выразили готовность разместить трибунал в Гааге, которая уже является центром международного правосудия.

Основная юридическая сложность заключается в том, что МУС может рассматривать дела о преступлении агрессии только в том случае, если государство-агрессор ратифицировало Римский статут или если Совет Безопасности ООН передает дело в МУС. Россия не ратифицировала статут, а ее право вето в Совете Безопасности делает второй вариант невозможным.

Рассматриваемые модели трибунала:

 1. Международный трибунал на основе многостороннего соглашения: Создание трибунала путем подписания договора между Украиной и другими государствами.

 2. "Гибридный" трибунал: Суд, созданный в рамках украинской правовой системы, но с привлечением международных судей и прокуроров. Этот вариант рассматривается как менее предпочтительный, поскольку может возникнуть вопрос о его легитимности в глазах мирового сообщества и проблема с иммунитетами высших должностных лиц.

 3. Трибунал на основе соглашения с ООН: Идеальный, но наиболее сложный вариант, предполагающий принятие резолюции Генеральной Ассамблеей ООН.

Последние события и перспективы

В последнее время наблюдается значительный прогресс в продвижении идеи трибунала. В частности, ПАСЕ приняла резолюцию с призывом к созданию трибунала и пригласила Россию предоставить информацию по этому делу. Кроме того, 44 страны подписали политическую декларацию о создании Специального трибунала.

Несмотря на существующие юридические и политические вызовы, создание Специального трибунала для России за преступление агрессии против Украины становится все более реальной перспективой. Это является важным шагом не только для обеспечения справедливости в отношении Украины, но и для укрепления глобальной системы безопасности и подтверждения принципа недопустимости агрессивных войн.

В Страсбурге подписано соглашение о создании Спецтрибунала по преступлению агрессии России

Страсбург, 25 июня 2025 г. — Украина и Совет Европы сделали исторический шаг к привлечению высшего российского руководства к ответственности за войну в Украине, подписав соглашение о создании Специального трибунала по преступлению агрессии. Церемония подписания состоялась в штаб-квартире Совета Европы в Страсбурге при участии Президента Украины Владимира Зеленского и Генерального секретаря Совета Европы Алена Берсе.

Это событие стало кульминацией многомесячных дипломатических усилий Украины и ее союзников, направленных на создание юридического механизма для преследования лиц, ответственных за развязывание агрессивной войны.

Правовая основа и мандат трибунала

Специальный трибунал создается для расследования и судебного преследования преступления агрессии против Украины. Это преступление, согласно международному праву, заключается в планировании, подготовке, инициировании или осуществлении акта агрессии, который по своему характеру, тяжести и масштабам является грубым нарушением Устава ООН.

Необходимость в создании отдельного трибунала обусловлена юрисдикционными ограничениями Международного уголовного суда (МУС). Хотя МУС ведет расследование военных преступлений и преступлений против человечности, совершенных в Украине, он не может преследовать преступление агрессии в данном конкретном случае, поскольку Россия не ратифицировала Римский статут и соответствующую поправку к нему.

Ожидается, что подсудимыми в рамках Спецтрибунала станет высшее политическое и военное руководство Российской Федерации, поскольку именно они несут ответственность за принятие решения о вторжении.

Международная поддержка и дальнейшие шаги

Инициатива создания Спецтрибунала получила широкую международную поддержку. 44 государства подписали соответствующую декларацию в Гааге, выразив свою приверженность обеспечению правосудия. Ключевую роль в продвижении этой идеи сыграли Европейский союз, Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) и Парламентская ассамблея НАТО.

Комитет министров Совета Европы официально запустил юридическую процедуру создания трибунала 14 мая 2025 года, что последовало за политическим одобрением на саммите во Львове 9 мая.

Ключевые положения Устава будущего трибунала, известные как "проект Шуманова", уже заложены. Этот документ будет регулировать все аспекты деятельности трибунала. По оптимистичным прогнозам европейских дипломатов, первые решения трибунала могут быть вынесены уже в 2026 году.

Аргументы и вызовы

Сторонники создания трибунала подчеркивают несколько ключевых моментов:

 а. Восполнение пробела в международном праве: Трибунал закроет лакуну в международном уголовном правосудии, обеспечив ответственность именно за сам акт развязывания войны.

 б. Сигнал о неотвратимости наказания: Создание трибунала станет мощным сигналом для потенциальных агрессоров в будущем, что подобные действия не останутся безнаказанными.

 в. Справедливость для жертв: Привлечение к ответственности виновных в агрессии является важным элементом справедливости для миллионов украинцев, пострадавших от войны.

В то же время, перед создателями трибунала стоят и вызовы, в первую очередь политического и юридического характера. Обеспечение широкой международной легитимности, определение модели трибунала (международный или "гибридный", интегрированный в украинскую правовую систему), а также практические вопросы, связанные с задержанием и судом над обвиняемыми, находящимися на территории России, потребуют дальнейших скоординированных усилий международного сообщества.

Несмотря на предстоящие трудности, подписание соглашения о создании Специального трибунала является знаковым событием и демонстрирует решимость демократического мира добиваться справедливости и защищать основополагающие принципы международного права.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Пророцтва Карпатських Мольфарів про майбутнє України